Новый тройственный союз или саммит России, Турции и Ирана

В период пандемии прикаспийскими странами был принят ряд необходимых мер для обеспечения устойчивого развития торговли, экономических отношений и транспорта между государствами-членами, которые, как известно, реализуются по большей части через акваторию Каспийского моря. И в частности, меры для наращивания взаимной торговли с прикаспийскими странами.

Обеспечение продовольственной безопасности и беспрепятственного прохода основных грузов – один из наиболее насущных вопросов, которые решают прикаспийские государства и в постпандемический период. Несмотря на введение карантинных мер и ограничение сообщения между странами региона, грузооборот на Каспии продолжает развиваться. Не останавливается и экономическое освоение ресурсной базы, реализуются крупные международные энергопроекты.

Приграничные с каспийскими государствами страны заинтересованы в использовании торгового спроса в регионе для обслуживания мировой экономики с целью увеличения торговли через порты Каспия.

Спецзона на границе с Туркменистаном

К примеру, на границе Мангистауской области и Балканского велаята планируется создать специальную зону приграничной торговли с автомобильным грузовым терминалом.

Казахстан готов увеличить поставки продукции металлургической, машиностроительной, нефтехимической, пищевой и фармацевтической промышленности, а также сельхозпродукции, прежде всего муки и пшеницы.

Основной задачей в этом направлении обозначена полноценная загрузка магистрали Казахстан – Туркменистан – Иран. Казахстан готов увеличить поставки товаров в Туркменистан на 130 млн долларов.

Внешнеторговый оборот Казахстана с Туркменистаном с января по сентябрь 2021 года превысил 143 миллиона долларов. Об этом свидетельствуют данные Бюро национальной статистики РК. Согласно им, за первые девять месяцев текущего года Казахстан импортировал из Туркменистана продукцию на сумму свыше 36 миллионов долларов. В то же время экспорт страны в Туркменистан составил 107,7 миллиона долларов.

Общий внешнеторговый оборот Казахстана за этот период превысил 72,7 миллиарда долларов, увеличившись на 8,2 миллиарда долларов (12,7%) по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Широкие возможности имеются и по линии логистического взаимодействия между каспийскими портами Актау, Курык и Туркменбаши.

Временное соглашение Ирана со странами ЕАЭС

В 2018 году между государствами – членами ЕАЭС и Ираном подписано Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли. Соглашение улучшает условия доступа в направлении иранского рынка и дает возможность поставлять такие товары экспортного интереса Казахстана, как говядина и баранина, нут, чечевица, горох, ячмень, кукуруза, масла растительные, макароны, кондитерские изделия, стальной прокат, рельсы, аккумуляторы, арматура, трубы и другие по более льготным условиям, чем те, которые Иран предоставляет сегодня другим странам.

Как отметил вице-министр торговли и интеграции Кайрат Торебаев, в прошлом году ковидные ограничения оказали негативное влияние на взаимную торговлю Казахстана и Ирана, сократив ее на 37%. Но уже за 8 месяцев текущего года страны смогли превысить объем товарооборота всего прошлого года. Это говорит о большом потенциале торговли двух стран. Анализ выявил потенциал наращивания экспорта в Иран казахстанских товаров металлургической отрасли, пищевой, машиностроительной, химической и фармацевтической промышленности на сумму 162,3 млн долларов. Росту взаимодействия двух стран содействует эксплуатация железной дороги Казахстан – Туркменистан – Иран. Это сообщение обеспечивает возможность для перевалки 10 млн тонн грузов ежегодно.

«Через эту дорогу Иран имеет возможность выхода на российские и китайские рынки, в свою очередь наша страна – на все государства Персидского залива. Данная магистраль оказала положительное влияние на выведение двустороннего и регионального торгово-экономического сотрудничества на новый уровень» Кайрат Торебаев

Как отметил посол РК в ИРИ Асхат Оразбай, за прошлый год иранскими инвесторами привлечено 4,3 млн долларов прямых инвестиций в экономику Казахстана. «На реализации находится множество новых проектов. К примеру, относительно недавно подписан контракт между морским портом Актау и коммерческой палатой Казвина по строительству коммерческого логистического комплекса на территории казахстанского порта», – отметил посол.

Товарооборот между Казахстаном и Ираном за январь-август 2021 года составил 318,2 млн долларов, что в два раза выше, чем за аналогичный период предыдущего года (157,3 млн долларов). В 2020 году товарооборот составлял 237 млн долларов, что на 37,2% ниже показателя 2019 года. (В 2018 году объем взаимной торговли РК и ИРИ оценивался в 519,1 млн долларов). Экспорт Казахстана в Иран за январь-август 2021 года составил 218 млн долларов.

Основными товарами экспорта являются: ячмень, пшеница, семена рапса и льна, овощи бобовые сушеные, масло рапсовое, отходы, полученные при извлечении прочих растительных масел, баранина или козлятина, продукты животного происхождения прочие. А также медь и катоды из меди, отходы и лом черных металлов, трубы, трубки и профили бесшовные из черных металлов.

Импорт в Казахстан из Ирана за январь-август 2021 года составил 100,2 млн долларов.

Основными товарами импорта в Казахстан из Ирана являются: орехи прочие; финики, инжир, ананасы, авокадо, гуайява, манго свежие или сушеные; яблоки, груши и айва свежие; виноград свежий или сушеный. А также: полимеры стирола, плитка керамическая, краски и лаки. 

Ненефтяная продукция Азербайджана на полмиллиарда долларов

Директор департамента поощрения экспорта Азербайджанского Фонда поощрения экспорта и инвестиций (Azpromo) Турал Гаджилы сообщил, что Азербайджан впервые за всю историю экспортной деятельности по итогам первого квартала 2021 года отправил на экспорт ненефтяную продукцию стоимостью выше 500 млн долларов.

За 7 месяцев года товарооборот между двумя странами составил 62 миллиона долларов США, и имеется большой потенциал для увеличения объема экспортно-импортных операций по всем направлениям торгового сотрудничества.

Драйверами азербайджанского экспорта являются пластмассовая продукция, электрооборудование, продовольствие, алкогольные напитки. Среди фруктов и овощей, экспортируемых в Казахстан, Турал Гаджилы отметил лесной орех, яблоки и помидоры.

В Азербайджане зарегистрировано 152 казахстанских предприятия, осуществляющих деятельность в сферах промышленности, сельского хозяйства, торговли, услуг, строительства и транспорта. Сырая нефть и нефтепродукты Казахстана сегодня перевозятся через Каспийское море и Азербайджан на черноморские терминалы. В 2020 году компания «SOCAR Trading S.A.» закупила 106 тыс. тонн сырой нефти казахстанского происхождения с целью увеличения поставок на мировой рынок по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан. За семь месяцев этого года этот показатель составил 71 тысячу тонн.

Казахстан – Россия: динамика роста товарооборота

Экономические отношения меду Казахстаном и Россией охватывают все сферы взаимодействия – от промышленности до сельского хозяйства, от финансов до военно-технического сотрудничества.В 3 квартале 2021 года товарооборот между странами превысил 6,6 млрд долларов, увеличившись на 36,89% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Экспорт России в Казахстан в 3 квартале 2021 г. составил 4,8 млрд долл., увеличившись на 35,52% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Импорт России из Казахстана в 3 квартале года превысил 1,7 млрд долл., увеличившись на 40,71% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.

К примеру, за пять месяцев 2021 года внешнеторговый оборот между Астраханской областью и казахстанскими регионами вырос почти на 20%, составив порядка 7 млн долларов. Сегодня первостепенной задачей является доведение показателей товарооборота до 20 млрд долларов, уровня 2019 года.

Планируется создание центра приграничной торговли, который может располагаться на границе Астраханской и Атырауской областей и осуществлять перевалку и распределение товаропотока между странами. Следующая инициатива – развитие круизного туризма.

В топливно-энергетической сфере активно ведется работа в секторе недропользования, в том числе по совместной реализации ряда морских проектов на Каспии. На основе взаимовыгодных подходов осуществляется транспортировка казахстанской и российской нефти в направлении третьих стран через территории друг друга. Активизируется сотрудничество в сфере транзита и поставок природного газа.

В целом, по мнению экспертов, торговый оборот между Россией и Казахстаном к концу 2021 года может превысить 20 млрд долларов. Это больше, чем в допандемийный период. Стоит отметить несколько сфер, в которых Россия и Казахстан особо продвинулись – это промышленная кооперация. Объем проектов оценивается в 5,5 млрд долларов. Отмечается высокая динамика транзитного потенциала контейнеропотока в направлении Китай – Казахстан – Россия и дальше на Европу. Он растет темпами более 50%. Это очень высокие показатели.

В сфере АПК также отмечается увеличение товарооборота между двумя странами и большой потенциал.

Сегодня в Казахстане функционируют почти 11 тыс. предприятий и реализуются более 100 инвестпроектов с российским участием. В их числе проекты Русской медной компании, компании «Hevel», ПАО «КамАЗ», ПАО «Татнефть», Петербургского тракторного завода, компании «ЕвроХим» и многих других.

Растет и обратный поток инвестиций – из Казахстана в Россию. Так, например, в Башкортостане казахстанские инвесторы ведут работу по запуску производства полипропиленовой нити и полиэтиленовой сетки на территории особой экономической зоны «Алга» с объемом инвестиций 1,4 млрд руб. Причем спектр инвестиционного интереса компаний весьма широк: это проекты в сфере АПК и пищевое производство, гостиничный бизнес и логистика, добывающая и обрабатывающая промышленность.

Оптово-распределительные центры 

Конкретные меры для наращивания взаимной торговли с прикаспийскими странами предложил генеральный директор АО «QazTrade» Азамат Асқарұлы.

В частности, он отметил преимущества транскаспийских маршрутов и казахстанских каспийских портов, а также их роль в наращивании взаимной торговли с прикаспийскими странами.

Так, Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) сейчас активно используется для продвижения отечественной продукции на рынки Кавказа, Турции и Европы. Также, несмотря на существующие ограничения, большим потенциалом обладает коридор Север – Юг в направлении Ирана с дальнейшей возможностью выхода на рынки Ближнего Востока и Южной Азии.

За 9 месяцев текущего года через порты Актау и Курык перевалено 4,1 млн тонн грузов, при этом наблюдается положительная динамика в перевалке зерна на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а также контейнеров – на 24%.

Динамично развивающийся морской порт Курык – важное звено ТМТМ, который обеспечивает мультимодальную транспортировку грузов. Это один из перспективных транспортных коридоров Евразии, который проходит из Китая по территории Казахстана, акватории Каспийского моря, Азербайджана и Грузии с последующим выходом к странам Европы.

Пропускная способность железнодорожного причала 4,1 млн тонн в год. Автомобильный причал позволяет обработать 1,9 млн тонн в год. Если за 2020 год объем грузов через оба причала составил 1,6 млн тонн, то уже за 9 месяцев 2021 года в порт перевалено порядка 600 тысяч тонн грузов. Вместе с тем он подчеркнул необходимость создания конкурентоспособных тарифных условий, развития взаимных логистических сервисов, упрощения экспортных процедур, что может дать сильный импульс для диверсификации и расширения товарной номенклатуры торговли.

По словам Азамата Асқарұлы, планируемые к строительству 24 оптово-распределительных центра (ОРЦ) будут интегрированы с портами Актау и Курык –единственными морскими воротами Казахстана, в единую товаропроводящую систему, участвуя в распределении экспортно-импортных потоков с прикаспийскими странами, Турцией и Европой. Также он сообщил об оказываемых «QazTrade» различных мерах поддержки производителям для повышения экспортного потенциала обработанной продукции. В частности, в рамках программы экспортной акселерации, предусматривающей сопровождение предприятия от идеи до поставки продукции на новые рынки. При этом Каспийский регион и Турция являются одними из перспективных направлений развития данной программы на 2022 год, отметил спикер.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.