Турция на Кавказе

В последнее время на Ближнем Востоке, прежде всего, из-за сирийских событий, войны в Нагорном Карабахе, обозначивших общую напряженность в регионе, возрастает роль Турции, традиционно претендующей на место регионального арбитра. Не секрет, что Турция имеет интересы по распространению собственного политического влияния и в смежных субрегионах, не в последнюю очередь, в Закавказье, и на более дальних стратегических рубежах – в Центральной Азии.

Однозначно охарактеризовать политические амбиции Турции достаточно сложно хотя бы в силу того, что она проводит многовекторную и при этом достаточно осторожную и осмотрительную политику.

Наряду с этим Анкара примеривается на ключевую роль по транспортировке углеводородов из Центральной Азии на западные рынки, являясь активным участником трубопроводного проекта Баку-Тбилиси-Джейхан. На почве нефтегазового транзита произошло сближение с Азербайджаном, оформившееся еще в 1998 году в виде турецко-азербайджанского союза. Грузия остается не менее важной для турецкой стратегии в условиях традиционно напряженных отношений с Ираном и Арменией как связующее звено с Азербайджаном и странами Центральной Азии.

Очевидно, что Турция не случайно не использует свой накопленный политический и геостратегический потенциал. В условиях часто меняющейся конъюнктуры Кавказского и Центрально-Азиатского регионов турецкое правительство будет воздерживаться от поспешных и необдуманных шагов, даже если речь идет о давних амбициях. Наиболее сложным моментом является лавирование между интересами США и России с целью поддержания собственной стратегии. Сможет ли Турция довести задуманную концепцию до конца и закрепиться на достигнутых рубежах – покажет время.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.