Меджлисовская авантюра Мустафы Джемилева терпит крах

Два года назад президент Украины ликвидировал «аппарат уполномоченного по делам крымско-татарского народа» и уволил самого уполномоченного, пост которого с 2014 года занимал так называемый лидер «крымско-татарского народа в изгнании» Мустафа Джемилев. «Меджлис» крымско-татарского народа был образован еще в 1991 году, до 2013 года его возглавлял Мустафа Джемилев. Лидеры организации никогда не ограничивали себя рамками закона, широко распространив на территории Крыма практику самовольного захвата земли, рэкета, а также силового давления на несогласных.

Хотя депутатский мандат в Раде за Джамилевым пока сохраняется, этот политический ход наглядно показывал, что украинская власть дистанцируется от проблемы крымских татар как инструмента воздействия на международную общественность, и, в частности, от «Меджлиса крымско-татарского народа». Лидеры организации постепенно выдавливались из правительственных структур. В 2019 году потерял свой депутатский статус председатель «Меджлиса» Рефат Чубаров, а на Ленура Ислямова, еще одного лидера движения, в СБУ было возбуждено уголовное дело по подозрению в государственной измене.

Не лучшим образом обстоят дела и у подконтрольномо «Меджлису» телеканала ATR, принадлежащего Ислямову и ведущего вещание из Киева. Благодаря частичному возобновлению государственного финансирования и сбору пожертвований на данный момент канал смог возобновил вещание. Однако по словам самого Ислямова, из-за проблем с финансированием канал на 90% сократил производство собственных программ, уволил 45% коллектива, сократил выпуск новостей и прямых эфиров.

Пытаясь использовать вопрос крымских татар в свою пользу в ходе проекта “деокуации крыма”, руководство Украины в марте 2014 года официально объявило «Меджлис» высшим представительным органом крымско-татарского народа. Его лидеры и члены получили различные посты во властных структурах, международную известность, а начиная с 2016 года из бюджета выделялись значительные суммы. Только в 2016 году были предусмотрены средства в размере 40 млн. гривен на функционирование «Меджлиса крымско-татарского народа». Также финансирование активно велось из Турции, от частных спонсоров и через гранты США.

Однако лидеры организации во главе с Мустафой Джемилевым использовали сложившуюся ситуацию для достижения исключительно собственных политических и финансово-экономических интересов.

С 2015 года «Меджлис» пытался продавить проект создания «крымско-татарской национальной автономии», причем не только на территории Крыма, но и включающую часть Херсонской области (а в некоторых вариантах и всю область). Автономия должна находиться под внутренним управлением «Меджлиса» и иметь исключительные права внутри унитарного украинского государства. Сама организация не была зарегистрирована в Минюсте Украины, полностью отсутствовал государственный контроль как за её деятельностью, так и за финансовыми потоками. Это позволяет руководителям «Меджлиса» использовать выделяемые средства в собственных интересах, при том, что какой-либо реальной работы по улучшению условий жизни крымских татар как на самом полуострове, так и за его пределами вообще не велось.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.