“Золотой батон” украинского ВПК

В июне 2014 года, когда настоящая гражданская война только
начиналась, официальный журнал Минобороны “Войско Украины” опубликовал
статью с характерным наименованием “Золотая пора украинского ВПК”.
Армейский официоз бодро описывал грядущие многомиллионные контракты на
создание нового оружия и неизбежный от этого расцвет украинского
Военно-промышленного комплекса. Реальность оказалась иной.


Опять же по наследству от СССР Украина получила высокоразвитый и
многочисленный ВПК, который за 23 года независимости растаял так же, как
и несметные запасы советского оружия. Все это время украинская армия не
заказывала новое вооружение, ограничиваясь лишь незначительным ремонтом
и единичной модернизаций. ВПК выживал лишь за счет активного экспорта
за рубеж, но опять же такая торговля шла на базе старых советских
запасов и заделов.
Формально на Украине сохранилось немало военных заводов и
конструкторских бюро. Ежегодно на различных военных выставках украинские
оружейники представляли и представляют десятки новых разработок и
проектов всех видов оружия и военной техники — от стрелкового до
управляемых ракет. Но как с горечью отмечала официальная газета
Минобороны Украины “Народная армия” в октябре 2014 года: “Большинство
образцов существуют в единичных экземплярах и не прошли государственные
испытания”.
Всем рекламным образцам нового оружия Украины до ввода в строй и
серийного производство понадобятся даже не месяцы, а годы, и то при
условии щедрого, бесперебойного финансирования. А с этим в стране
немалые проблемы.

Гражданская война, с одной стороны, дала предприятиям украинского ВПК
хорошие по их меркам деньги на ремонт и ввод в строй старой техники. Но,
как было показано ранее, разрыв экспортных контрактов, как минимум
лишил, оборонпром Украины части валютной выручки, а в перспективе и
многих потенциальных покупателей. Несмотря на все патриотические
обещания, государственный бюджет возместить эти потери не сможет.
В 2013 году Украина тратила на армию чуть более 1% ВВП, в 2014 году
эти расходы выросли до 1,8 % ВВП — с учетом, что прежний военный бюджет
позволял армии едва существовать, то его рост менее чем в два раза,
конечно, позволит вести локальную войну, но на реальную модернизацию и
“золотую пору” украинского ВПК денег явно не хватит. При этом рост
военного бюджета чисто номинальный, в гривнах — в долларах же, с учетом
падения курса гривны, бюджет Минобороны Украины 2014 года даже ниже, чем
его бюджет в “довоенном” 2013 году: 1,8 и 2,4 миллиарда долларов
соответственно.
Весь год на Украине бушевали шумные общественные кампании по сбору
средств для армии и добровольческих “сил АТО”. Повсюду собирали деньги
“на бронежилеты” и прочую амуницию. При всей массовости и яркости этих
компаний, сбор средств возымел лишь пропагандистский эффект, реальный
вклад оказался неубедителен — собранная сумма в 149 миллионов гривен,
казалось бы большая на индивидуальном уровне, составила менее 1% от
бюджета Минобороны Украины в 27 миллиардов гривен (1,8 миллиарда
долларов). Это, кстати, наглядно показывает, что никакая добровольная
общественность финансировать регулярную армию не может, здесь эффект
могут дать только государство и его структуры.
Попытка продать на бирже “военные” облигации к сентябрю дала сумму
лишь в 0,5% от оборонного бюджета на 2014 год. Коммерсанты в деле
добровольного финансирования регулярной армии оказались столь же
несостоятельны, как и общественные активисты.
По сути, единственным финансовым рычагом государства для обеспечения
военных расходов, помимо перераспределения средств внутри бюджета, стало
введение в августе 2014 года 1,5% “военного налога” на доходы граждан.
Продолжение гражданской войны это, конечно, хоть как-то обеспечит, но ни
для победы, ни для реального переоснащения армии и ВПК таких сборов
явно не достаточно.

Больше половины военного бюджета Украины в текущем году ушло на
зарплаты и прочие социальные выплаты военным и их семьям. На
“материально-техническое обеспечение”, функционирование техники и
подготовку войск потрачено около 12 миллиардов гривен (около 800
миллионов долларов). Для сравнения в 2014 году в бюджет Российской
Федерации на эти же нужды заложены расходы, даже с учетом упавшего курса
рубля, превышающие 17 миллиардов долларов.
Но помимо чисто финансовых проблем украинский ВПК, который в реляциях
киевских пропагандистов вот-вот расцветет и победит “российского
агрессора”, придавлен и организационными проблемами. Гражданская война
идет уже полгода, но Украина до сих пор не имеет единой системы военной
экономики. Ее военно-промышленный комплекс является “комплексом” лишь
номинально. В реальности это конгломерат множества предприятий разной
формы собственности и разной степени неблагополучия, третий десяток лет
выживающих самостоятельно.
Формально ВПК Украины объединяет государственный концерн
“Укроборонпром”. Но все годы существования он являлся исключительно
агентом по реализации импортных контрактов, по сути это чисто
коммерческая структура, которая никогда не занималась системной
промышленной политикой, не имеет ни опыта, ни кадров, ни полномочий для
эффективной деятельности такого рода.
Управление оборонной промышленностью до сих пор рассыпано по разным
бюрократическим структурам — от департамента закупок Минобороны до
департамента обороны Министерства экономического развития и торговли
Украины. При этом “майданная революция” породила чехарду министров и до
сих пор не прекращающуюся бюрократическую борьбу внутри правительства.
За 2014 год в кресле главы Минобороны сменилось 5 человек, в кресле
главы Минэкономразвития — 4 человека.
В результате весь год украинский ВПК работал хаотично и
нерационально. Первые планы госзаказа оборонным предприятиям на 2014 год
правительство утвердило только в августе. Поэтому объявленная киевскими
СМИ в июне “золотая пора” украинского военно-промышленного комплекса
пока не состоялась — ситуация скорее напоминает “золотой батон”
Януковича, неубедительный, но широко распиаренный муляж.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.